Ноутбук и компьютер - Информационный портал

Радиолампы для унч. Усилители мощности низкой частоты (ламповые). Описание усилителя и блока питания


На публикацию статей по ламповым усилителям получено разрешение журнала "РАДИО". Я благодарю редакцию журнала и лично главного редактора Юрия Игнатьевича Крылова за любезно предоставленную возможность разместить на этом сайте полные версии статей.

Сергей Комаров

Ламповые УНЧ на трансформаторах ТАН


Мысль использовать стандартные силовые трансформаторы ТАН и ТН на частоту 50 Гц с симметричной расщепленной сетевой обмоткой, в качестве выходных трансформаторов для двухтактных ламповых усилителей лежит, в общем-то, на поверхности. К тому же, эти трансформаторы имеют еще и двойной симметричный набор анодных и накальных обмоток.

Может, эта мысль и еще кому приходила в голову, но я довел ее до конкретных расчетов, рекомендаций, готовых повторяемых конструкций усилителей и предлагаю на Ваш суд.

  • Схема 1. Двухтактный ультралинейный УНЧ на EL84 (6П14П)
  • Схема 2. Двухтактный почти "триодный" УНЧ на 6П3С, 6П3С-Е (6L6 G, 5881)
  • Схема 2-а. Двухтактный ультралинейный УНЧ на 6П3С, 6П3С-Е (6L6 G, 5881)
  • Схема 3. Двойной, двухтактный ультралинейный УНЧ на 4-х 6П3С (6L6 GC)
  • Схема 4. Ультралинейный дифференциальный УНЧ на 6П3С, 6П3С-Е (6L6 G, 5881)

    Ламповый оконечный двухтактный усилитель на 6Н23П и 6П43П

    Студенческий курсовой проект по теме «Ламповый звук»


    Эта схема оказалась настолько удачной по своей простоте и дешевизне комплектующих, одновременно сочетая теплоту и приятность звучания даже при оценке профессиональными звукорежиссерами, что я уже второй год использую сборку этого усилителя в качестве курсового проекта для студентов первого курса факультета звукорежиссуры Гуманитарного института телевидения и радиовещания, в котором преподаю обзорный курс радиотехники.

    Набор деталей для сборки этого усилителя можно приобрести в магазине журнала "Радио" по адресу: г. Москва, Селиверстов переулок дом 10, стр. 1. (1 этаж, в холле первая дверь налево).

    Если же Вам хочется чтобы набор деталей выслали посылкой по почте,тогда надо обратиться в компанию "Чип-набор" : телефон: +7 916 080 2446, E-mail: [email protected]

    Усилитель на двойных лампах 6Н16Б и 6Р2П или 6Н23П и ГУ-17

    компактный моноблок для комнатных систем «пять плюс один»


    Я не планировал эту схему к публикации. Просто мне потребовалась хорошо узнаваемая несложная схема для иллюстрации Старой и доброй графики принципиальных схем . Однако, эта схема почему-то понравилась многим радиолюбителям и мне начали приходить письма с просьбой дать параметры этого усилителя. Как в старом женском анекдоте про нудного мужчину, которому проще дать, чем объяснить, почему не хочешь, я сподобился-таки, не отбрехиваться от Ваших писем, а рассчитать этот усилитель, и снабдить его краткими рекомендациями.

    • Описание, схема и параметры усилителя на 6Н16Б и 6Р2П

      6Ф6С

      Сказка для радиолюбителей про радиолампы и усилители


      Эту историю мне поведал старый ламповый немецкий осциллограф, который всю свою жизнь проработал в СССР. Был такой период времени в истории нашей радиотехники, сразу после войны, когда радиозаводы восточной части Германии выпускали радиоприборы с надписями на передней панели на немецком и русском языках, и которые предназначались для научных институтов и радиозаводов нашей страны. Вот именно такой аппарат мне и подарили недавно. Его прежний хозяин хотел было его разобрать и переделать в ламповый усилитель низкой частоты, но рука дрогнула и он, зная, что у меня дома живет и здравствует компания старинных радиоприборов и радиоприемников, предложил его мне...

      «Зеленый глаз» — хорошо забытое старое


      После публикаций в журнале «РАДИО» серии статей по оконечным ламповым усилителям с трансформаторами ТАН и ТН, автор получил много писем с просьбой рассказать, как подключить к усилителям индикатор уровня выхода. Причем, радиолюбители спрашивали именно про электронно-световые индикаторы, которые стилистически более уместны в ламповых конструкциях. Откликаясь на просьбы читателей, рассказываю об этих индикаторах и привожу конкретные схемы включения.

      Источник питания для экспериментов с ламповыми схемами


      Ламповая аналоговая схемотехника, как казалось еще вчера, отошедшая в небытие, и уступившая место транзисторам, интегральным микросхемам и микроконтроллерам, по факту, продолжает жить и здравствовать. Мало того, во всем мире трепетно сохраняют, наращивают производство и даже ведут новые разработки радиоламп, и ламповые приборы (например, студийной обработки звука) занимают наивысшие ценовые категории. ... Во многих областях техники, инженеры-разработчики и радиолюбители, пришедшие в себя после длительного опьянения полупроводниками, вновь обращают свой взор к радиолампам. Но чем их запитать на лабораторном столе? Увы, сейчас сложно приобрести лабораторные источники питания УИП-1 и УИП-2, с полным набором «ламповых» напряжений.

      Блок питания для конструкций на стержневых радиолампах


      Стержневые радиолампы в конце 50-х годов прошлого века совершили почти «транзисторную революцию» в связной военной и космической радиоаппаратуре, резко сократив ее габариты и потребление, и предоставили отечественной полупроводниковой промышленности необходимое время для становления.
      В настоящее время аппаратура, для которой стержневые лампы изготавливались миллионными тиражами, уже не используется ни в армии, ни в космосе, а огромные залежи радиоламп остались на складах и доступны в свободной продаже. Данный факт открывает возможность радиолюбителям не только насладиться работой этого отечественного электронного произведения искусства, но и создавать аппаратуру связи с оптимальным использованием положительных свойств как современной полупроводниковой, так и ламповой элементной базы 60-и летней давности. А уж для создания аппаратуры измерительных зондов для дистанционного измерения параметров аварийных реакторов атомных электростанций или для аппаратуры радиоуправления строительных роботов, работающих рядом с аварийным атомным реактором, стержневые радиолампы и вообще не заменимы.
      Право, стержневые радиолампы достойны своего второго рождения в радиолюбительских конструкциях XXI века.

Каждый начинающий радиолюбитель слышал или читал о превосходстве ламповой звуковоспроизводящей аппаратуры, по сравнению с звуковоспроизводящей аппаратурой построенной на полупроводниках. Не ослабевающий интерес к изготовлению конструкций на радиолампах и подвигнул меня на написание данной статьи, где будут рассмотрены основные критерии конструирования данного типа усилителей. Итак, приступим. Прежде всего необходимо сформулировать первый закон техники класса Hi-End: звуковой сигнал должен претерпевать как можно меньше преобразований, усиливаться как можно меньшим числом каскадов. Для подтверждения этого незыблемого правила как нельзя лучше служит простейшая схема линейного звукоусиления (класс А) в один такт.

Помимо всех своих "звуковых" достоинств, такая схема подходит для освоения ламповой техники в силу простоты своей сборки и минимального количества деталей. Здесь необходимо упомянуть о некоторых особенностях по подбору компонентов, сборке, наналадке и использованию таких устройств. Ламповые усилители справедливо критикуют за "расплывчатый" бас. Причина этого - повышенное выходное сопротивление лампового усилителя, поэтому профессионалы советуют расчитывать и налаживать АС под конкретный усилитель на лампах. Некоторые специалисты изготавливают даже сложные выходные трансформаторы,где каждая выходная обмотка работает на "свой" отдельный динамик в акустической системе! Для уменьшения гармонических искажений и устранений акустического фона применяют метод секционной послойной намотки как сетевых так и выходных трансформаторов (например размещение первичной обмотки между половинами вторичной). Целесообразным считается применение тороидальных трансформаторов (всем знакомы их преимущества), но изготовление их в домашних условиях довольно сложно - требует навыков и терпения.


Отсюда вытекает второй незыблемый закон техники Hi-End: изготовлению трансформаторов нужно уделить как можно больше внимания - от этого на 90 процентов зависит качество звучания вашего самодельного агрегата. Очень важным вопросом является постройка блока питания усилителя. Лично я не советовал бы применять выпрямители на полупроводниковых диодах-уж очень сильно они выхолащивают звук.Самое дельное на мой взгляд решение - применение кенотронных ламп с LC фильтрующей цепочкой. Преимущества этой схемы неоспоримы - по мере прогрева катодов кенотрона, напряжения в схему усилителя подаются постепенно (а не одномоментно,как при применении полупроводников, где пришлось бы дополнить схему релейным включателем анодного напряжения, чтобы увеличить срок службы электронных ламп). Самым распространенным кенотроном, доступным для самодельщика, является лампа типа 5Ц4С.


Применение выпрямителей и фильтров в накальных цепях ламп так же не желательно - помимо того что имеется риск деградациисигнала, связанный с применением полупроводников, некоторые лампы категорически отказываются "хорошо работать", если их накальная цепь запитана постоянным напряжением! Помимо этого, схему усилителя необходимо дополнить сетевым фильтром подавления помех (смотри статью ), который избавит агрегат от кучи НЧ/ВЧ помех из бытовой сети переменного тока. Следует также заострить внимание на выборе пассивных компонентов для лампового усилителя. Резисторы желательно применять только металлопленочные, типа МЛТ, с минимальным отклонением от номинала. И хоть не каждый радиолюбитель сможет достать, к примеру, пятиваттные пленочные резисторы (такие можно приобрести только по случаю, а некоторые их и в глаза не видели!) следует отказываться (по мере возможности) от применения проволочных резисторов, как отечественных так и импортных.


Очень критично следует относиться и к выбору конденсаторов - лучше всего подходят с диэлектриком из полипропилена, пленочные и поликарбонатные,


и хоть не каждый сможет позволить себе приобрести специализированные конденсаторы для Hi-End сборки, все из них следует обязательно проверять перед установкой в схему на предмет утечки, внутреннего сопротивления и т.д.

На худой конец можно применять и конденсаторы с бумажным диэлектриком типа МБМ и слюдяные типа КСО-1. Самыми "музыкальными" и распространенными лампами для сборки однотактного усилителя, по мнению многих специалистов, являются лампы 6Н23ПЕВ


И 6П14П. Буквы Е или ЕВ в обозначении - показатель более высокого качества исполнения лампы.


В сети множество конструкций усилителей на этих лампах, так что принципиальных схем приводить не буду, думаю следует лишь привести их паспортные данные в .

Так же следует (по мере возможности) избегать применения каких-либо цепей коррекции звука, при изготовлении усилителя на лампах. Если же это условие не выполнимо, следует применять как можно более надежные потенциометры фирм Alps


Или Noble - пробой или обрыв резистора регулировки чреват весьма серьезными последствиями, помимо этого применение некачественных потенциометров может внести в сигнал воспроизведения заметные искажения. Для изготовления шасси усилителя применяется провереный годами материал - алюминий (в силу своей прочности, легкости обработки в домашних условиях). Все соединения при монтаже усилителя на лампах производятся прямо на ламповых панельках. Панельки следует выбирать так же с особой придирчивостью - лучше, если это будут керамические панели с надежными цанговыми зажимами для цокольных контактов ламп. Монтажный провод при сборке лучше применять посеребренный или луженый; то же касается и применяемого припоя - высокотемпературный с высоким содержанием серебра подойдет как нельзя лучше. Все разъемные соединения (вход/выход) желательно произвести с применением как можно более надежных разъемов-лучше даже применение клеммных колодок с креплением "под гайку". АС следует подключать к усилителю проводниками (с сечением от 0,75 кв/мм и выше) из меди (и ни в коем случае не китайским биметаллом). Несколько слов об акустике для лампового усилителя. Так как при реализации однотактной схемы невозможно добиться большой мощности усилителя, целесообразно применять высококачественные АС повышенной чуствительности, собранные по рупорной схеме.


Еще одним нюансом использования усилителей на лампах, профессионалы заявляют использование отдельной линии подключения электропитания усилительного комплекса (прямо от щитовой) проводником не менее 6 квадратных миллиметров (считай сварочный кабель). Мое личное мнение - это преувеличение. Думаю будет достаточно надежным применение провода стандартной электропроводки (2,5кв/мм) и розетки с надежно подпружиненными контактами, во избежание дребезга и помех при ненадежном соединении цепей питания. Надеюсь, что данная статья, где кратко изложены основные критерии конструирования и сборки ламповой звукоусилительной аппаратуры, послужит надежной памяткой для радиолюбителя, решившего впервые заняться сборкой аппарата данной категории!

Сегодня у нас полезная самоделка для ценителей хорошего звука: высококачественный ламповый усилитель сделанный своими руками

Здравствуйте!

Решил я собрать двухтактный ламповый усилитель (уж очень руки чешутся) из, накопившихся у меня за долгое долгое время деталей: корпус, лампы,панельки к ним, трансформаторы и прочее.

Надо сказать, что всё это добро мне досталось даром (безвозмездно тобишь) и стоимость моего нового проекта будет 0.00 гривен,а если что-то надо будет докупить по мелочи, куплю уже за рубли (так как начал я свой проект в Украине, а закончу уже в России).

Начну описание с корпуса.

Когда-то это был,судя по всему, неплохой усилитель фирмы SANYO модель DCA 411.

Но послушать мне его не довелось так как достался он мне в жутком грязном и нерабочем виде, перекопан до нельзя и горелый сетевик на 110 В (японец, наверное) закоптил все внутренности. Вместо родных микросхем оконечного каскада какие-то сопли из советских транзисторов (это фото из интернета хорошего экземпляра). Короче, я всё это выпотрошил, и стал думать. Так вот, ничего лучшего чем запихать туда ламповик я не придумал (уж довольно много места там).

Решение принято. Теперь надо определяться со схемой и деталями. У меня есть достаточное количество ламп 6п3с и 6н9с.



Ввиду того, что однотактник я уже собирал на 6п3с,мне захотелось больше мощности и,порывшись в просторах интернета, я выбрал эту схему двухтактного усилителя на 6п3с.

Схема самодельного лампового усилителя (УНЧ)

Схема взята с сайта heavil.ru

Надо сказать, что схема, наверное, не самая хорошая, но ввиду её относительной простоты и доступности деталей решил остановиться на ней. Выходной трансформатор (фигура важная в сюжете).

В качестве выходных трансформаторов решено использовать «легендарный» ТС-180. Сразу камнями не кидайтесь (приберегите их до конца статьи:)) я и сам в глубоких сомнениях о таком решении, но учитывая моё стремление не тратить ни копейки на этот проект продолжу.

Выводы транса для моего случая я соединил вот так.

(8)—(7)(6)—(5)(2)—(1)(1′)—(2′)(5′)—(6′)(7′)—(8′) первичка

(10)—(9)(9′)—(10′) вторичка

на соединение выводов 1 и 1′ подается анодное напряжение, 8 и 8′ на аноды ламп.

10 и 10′ на динамик. (это я не сам придумал, нашел в интернете). Чтобы развеять туман пессимизма я решил проверить частотную характеристику трансформатора на глаз. Для этого собрал такой стенд на скорую руку.

На фото генератор ГЗ-102 , усилитель BEAG APT-100 (100V-100W), Осциллограф С1-65, эквивалент нагрузки 4 Ом (100W), ну и сам трансформатор. Кстати, на сайте есть .

Ставлю 1000 гц размахом 80 (примерно) вольт и фиксирую напряжение на экране осциллографа (около 2 в). Далее увеличиваю частоту и жду когда напряжение на вторичке транса начнет падать. Тоже самое делаю в сторону уменьшения частоты.

Результат меня, надо сказать, порадовал АЧХ практически линейна в диапазоне от 30 гц до 16 кГц, ну я думал, что будет намного хуже. Кстати, усилитель BEAG APT-100 имеет повышающий трансформатор на выходе и его АЧХ, возможно, тоже не идеальна.

Теперь можно собирать все до кучи в корпус со спокойной совестью. Есть задумка сделать монтаж и компоновку внутри в лучших традициях, так называемого, моддинга (минимум проводов на виду) и еще не плохо было бы сделать подсветку светодиодами как в промышленных экземплярах.

Блок питания самодельного лампового усилителя.

Сборку начну с заодно опишу его. Сердцем блока питания (да и всего усилителя, наверное) будет тороидальный трансформатор ТСТ-143, который я в своё время (года 4 назад) выдрал с мясом из какого-то лампового генератора прямо в то время, как его уносили на свалку. Больше к сожалению ничего не успел L жалко такой генератор, а может он еще и рабочий был или починить можно было … Ладно что-то я отвлекся. Вот он силовик мой.

Конечно в интернете нашел схему на него.

Выпрямитель будет на диодном мосте с фильтром на дросселе для анодного питания. И 12 вольт для питания подсветки и анодного напряжения. Дроссель вот такой у меня.

Его индуктивность составила 5 генри (если верить прибору) , что вполне достаточно для хорошей фильтрации. А диодный мост нашелся вот такой.

Его название BR1010. (10 ампер 1000 вольт). Все начинаю выпиливать усилитель. Думаю — будет как-то так.

Размечаю и вырезаю отверстия в текстолите под панельки для лампочек.





Получается неплохо:) пока мне всё нравится.

И так, и эдак. сверлим пилим:)

Началось что-то вырисовываться.

Нашел в старых запасах фторопластовый провод и сразу же все альтернативы и компромиссы по поводу провода для монтажа исчезли без следа:) .



Такой вот получился монтаж. Всё как бы «кошерно» накалы перевиты, земля в одной,практически, точке. Должно работать.

Пришло время городить питание. После проверки и прозвонки всех выходных обмоток транса припаял все необходимые провода к нему, и начал устанавливать согласно принятому плану.

Как известно, в нашем не легком никуда без подручных материалов: так пригодился контейнер от киндер-сюрприза.

И крышка от нескафе и старый компакт диск




Я повыдирал из плат телевизоров и мониторов. Все емкости не менее 400 вольт (знаю, что надо бы побольше, но не хочу покупать).

Мост шунтирую емкостями (какие были под рукой, наверное, поменяю потом)

Многовато получается, ну да ладно, под нагрузкой просядет:)

Выключатель питания использую штатный от усилителя (четкий и мягкий).

С этим готово. Хорошо получилось:)

Подсветка для корпуса лампового усилителя.

Для реализации подсветки была куплена светодиодная лента.

И установлена следующим образом в корпус.


Теперь свечение усилителя будет видно и в дневное время. Для питания подсветки я сделаю отдельный выпрямитель со стабилизатором на какой-нибудь КРКЕН подобной микросхеме (что найду в хламе) , от которого планирую запитать схему задержки подачи анодного напряжения.

Реле задержки.

Порывшись в закромах родины, я нашел вот такую совершенно нетронутую штуку.

Это радио-конструктор реле времени для фотоувеличителя.


Собираем, проверяем, примеряем.


Время срабатывания выставил около 40 секунд, а переменный резистор заменил постоянным. Дело идет к завершению. Осталось все собрать вместе, поставить морду, индикаторы и регуляторы.

Регуляторы (переменники на входе)

Говорят, от них может сильно зависеть качество звука. Короче я поставил вот такие

Сдвоенные по 100 кОм. так как у меня их два,то я решил запараллелить выводы получив тем самым 50 кОм и повышенную стойкость к хрипам:)

Индикаторы.

Индикаторы я задействовал штатные, со штатной подсветкой

Схема подключения была мною беспощадно выкушена с родной платы и также задействована.

Вот что в итоге у меня получилось.




При проверке мощности усилитель продемонстрировал напряжение на выходе 10 вольт неискаженной синусоиды частотой 1000гц на нагрузку 4 ома (25 ватт) одинаково по каналам, что порадовало:)

При прослушивании звук был кристально чистым без фона и пыли, что называется, но чересчур мониторным, что ли? красивым, но плоским.

Я наивно полагал, что он без тембров заиграет, но …

При использовании программного эквалайзера удалось получить очень красивое звучание, которое всем понравилось. Спасибо всем большое!!!

После двух предыдущих сделанных и испытанных ламповых конструкций [ 1 ] и [ 2 ] мне, как любому нормально «жахнутому анодным» начинающему, захотелось попробовать лампочку 6П3С. Классика жанра. Поскольку все в сети в один голос трубят о том, что эта лампа в однотактном включении не поет, решил не искушать судьбу и выбрал себе в жертву известную двухтактную схему А.И.Манакова.

Схему источника питания не привожу, поскольку изначально задумал сотворить БП на электронном трансформаторе (ЭТ) для питания галогенных лампочек. На типах элементов, применяемых в схеме, останавливаться не буду, так как описаний этой схемы в сети великое множество.

В качестве выходного трансформатора для начала было решено использовать накальный ТН-33. Из того, что было под рукой, в виде «соплей» на скорую руку было сооружено нечто вроде макета. Это нечто просуществовало порядка месяца и озвучивало мои ремонтные работы на балконе, по ходу которых определялся с решением: строить усилитель дальше или нет.

Но балконная эпопея закончилась, и решение было принято: лепим до конца! Зацепила меня в звучании «макета» некая «бархатистость» звука, словами точно не объяснимая тембровая окраска. Еще закралась в голову мне мысль оснастить свой будущий шедевр оптическим индикатором уровня выходного сигнала на лампах 6Е5С.

А дальше закружилось, понеслось. На миллиметровке нарисовалось примерное расположение всех элементов на шасси и определены его размеры. Из листа оцинковки (понимаю, что нельзя, но другого под рукой не было) было вырезано и согнуто шасси в соответствии с рисунком. Затем в нужных местах сделаны отверстия для ламповых панелей и креплений.

Сразу пару слов по поводу примененных компонентов. Резисторы - МЛТ-0,5, конденсатор я взял емкостью 20 мкФ, задержка анодного составила при этом порядка 40с. Транзистор STP10NK60ZFP, в изолированном корпусе со встроенным стабилитроном, так что необходимость в VD2 отпала. А вообще в этой позиции будет работать любой стабилитрон на напряжение 12-20 В. Транзисторы прикручены к шасси, которое будет теплоотводом, а кронштейны для труб теперь будут крепить конденсаторы фильтра анодного напряжения.

Далее несколько слов о блоке питания. Внятной его схемы не сохранилось, однако любой, знающий азы электроники, сможет собрать такой же самостоятельно. Я применил ЭТ мощностью 150 Вт, этого достаточно. К его выходу подключены выпрямитель для питания накалов ламп и повышающий трансформатор на ферритовом колечке от такого же негодного ЭТ для питания анодов. Накальный выпрямитель (диодный мост) собран на быстрых диодах HER506, так как частота выходного напряжения ЭТ измеряется десятками килогерц. Затем выпрямленное напряжение фильтруется емкостью 2200мкФ.

Этим постоянным напряжением 12 В питаются подогреватели катодов ламп 6Н9С, соединенные ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО! Накалы ламп 6П3С соединены попарно последовательно в каждом канале и питаются переменным напряжением 12 В непосредственно с выхода ЭТ. Повышающий трансформатор содержит первичную обмотку на 12 В (порядка 13-14 витков) и две повышающих: для анодного на 270 В и для смещения выходного каскада на 50В. Количество витков в них будет зависеть от количества таковых в первичной обмотке или, другими словами, от соотношения количества витков на вольт. При 14 витках в первичке вторички будут соответственно 315 и 58 витков. Анодное напряжение выпрямляется такими же быстрыми диодами и фильтруется литом минимум 220 мкФ, лучше больше. Далее следует электронный дроссель. Напряжение смещения выпрямляется мостом из диодов SF28 и фильтруется двумя литами по 100 мкФ с резистором 1,5 к между ними (RC-фильтр). У меня БП собран на печатной плате. Надеюсь, этим я не сильно попрал постулаты построения устройств на лампах.

Следующий этап сборки усилителя - монтаж и испытание оптического индикатора. Схема включения стандартная, без выкрутасов.

СХЕМА ЛАМПОВОГО ИНДИКАТОРА ЗВУКА

Индикатор подключается входом к аноду выходной лампы 6П3С любого плеча. Здесь типы элементов могут быть абсолютно любыми, главное, чтобы мощность резисторов соответствовала указанной, а рабочее напряжение конденсатора С1 было не менее 300 В. Величина сопротивления R4 определяет размер зоны перехлеста индикатора при максимуме входного сигнала. Сначала я запитал последовательно включенные накалы 6Е5С переменным напряжением с выхода ЭТ, но из-за разброса характеристик ламп пришлось от этого способа отказаться. Дело в том, что подогреватели катода в зависимости от экземпляра имеют разное активное сопротивление, что приводит к различной яркости свечения люминофора при одинаковом токе накала двух ламп. К такому повороту событий я не был готов, так что мне пришлось соорудить отдельный источник питания накалов на 6,3 В для индикаторов. Я использовал обычное зарядное устройство для сотового телефона, подкорректировав его выходное напряжение. Материалов на эту тему в сети предостаточно.

Индикатор оформил в поликарбонатовом корпусе фирмы Gainta. Лампы расположил горизонтально в сетчатом цилиндре - канцелярской банке для скрепок.

Ну, и, конечно, вид с индикатором в темноте.

В принципе, все меня устроило, только оформление индикатора не понравилось и задумал я поставить выходные трансформаторы от магнитофона «Днепр-14», которые мне удалось по случаю приобрести. На следующем фото как раз показан процесс сравнения их с ТН-33 .

Естественно, днепровские трансформаторы показали себя лучше. Кроме того, у них присутствуют отводы от первичных полуобмоток для ультралинейного (УЛ) включения ламп выходного каскада. С ТН-33 УЛ режим в классическом виде был бы невозможен. Для возможности перевода усилителя в УЛ режим было куплено 12-вольтовое реле с 4-мя группами контактов на переключение, которое включается тумблером на панели усилителя. Как выяснилось впоследствии, этот способ имеет один маленький недостаток: при выключении усилителя, работающего в режиме УЛ, в динамиках прослушивается щелчок, вызванный отключением реле.

Следующим шагом к намеченной цели было изменение внешнего вида оптического индикатора. Попалась мне на глаза на работе картонная банка из-под чая эллиптического сечения, как приплюснутый цилиндр.

Эту банку сразу изъял у владельца, подрезал ее до нужной длины, в дне и крышке сделал отверстия под лампы. Затем из куска акации сделал панель индикатора, просверлил отверстия, зачистил шкуркой. Панель прикрутил к крышке банки, дно банки прикрутил к корпусу индикатора и собрал все это в кучу. Вот что получилось:

Ну, вот, собственно, и все. Дальше уже целиком дело техники. Сделать в индикаторной банке вентиляционные отверстия, обклеить ее черной самоклейкой, покрасить корпус усилителя и кожухи-крУжки из нержавейки, покрыть лаком панель индикатора, устроить небольшую светодиодную подсветку.

И еще придумалось мне сделать деревянные ободки-кольца вокруг кожухов выходных трансформаторов. Благо, токарный станок на работе есть. В общем, с пятого раза получилось. Из той же акации, в тон индикаторной панели. Но намучился я с ними! То сильно усаживаются, то трескаются - кошмар! Но вымучил-таки.

Теперь осталось сделать дно и прикрутить ножки. Это вид на ламповый усилитель сзади.

Что можно сказать о звуке? Это уже не первая моя ламповая конструкция, поэтому петь дифирамбы не буду. После более длительного прослушивания, а тем паче после снятия характеристик , был выявлен завал в области высших частот. После обращения к документации на магнитофон «Днепр-14» стало ясно, что полоса воспроизводимых им частот ограничивается сверху на уровне 10 кГц. Видимо, выходные трансформаторы и ограничивали частотный диапазон усилителя. Менять их не хотелось, очень низы хороши. И не жесткие, и в то же время четко очерченные. Тогда пришлось полезть на аудиопортал в гости к Манакову и в теме об этом усилителе найти предложенный автором способ коррекции высших частот.

Делается это так. Разъединяются катоды VL1/1 и VL1/2. В катодную цепь каждого триода ставится резистор такого сопротивления, чтобы ток через каждый триод составлял примерно 1 мА. Параллельно этому резистору в цепи катода VL1/1 ставится конденсатор (а куда деваться?), емкость которого подбирается экспериментально (у меня получилось 0,015 мкФ). Этот конденсатор начинает работать на частотах выше 15 кГц, выравнивая частотную характеристику. Конечно, очень удобно иметь программу RMAA или подобную, которая покажет АЧХ усилителя и сразу будет виден результат. У меня с трансформаторами от магнитофона «Днепр-14» получилось так:


Вверху режим УЛ, внизу триод. У кого получится лучше, поделитесь опытом, буду премного благодарен. Вот такая вышла в итоге конструкция:

На данный момент звуком доволен вполне. Обалденный упругий бас, никаких сабов не надо. Чистые середина и верха дополняют картину. Промышленный транзисторно-интегральный усилитель мирно отдыхает на полке. Спасибо большое участникам за помощь в сотворении этого аппарата! Автор материала - Gamzan .

Усилитель изготовлен на базе узлов промышленного УПВ-1,25 (мощностью 1250 Вт). Он обеспечивал звуковое вещание в небольших городах или в районах крупных городов. В предлагаемом усилителе, предназначенном для озвучивания зала дискотеки, достигнуты мягкая характеристика ограничения амплитуды и небольшие гармонические искажения.

Современные усилители звуковой частоты с выходной мощностью 1000...2000 Вт строят на транзисторах. Ламповый усилитель такой мощности имеет общий вес 150...200 кг и его размеры намного больше, что делает его неудобным при перевозке. Но если он используется стационарнов одном помещении, этот недостаток менее заметен.

Ламповый усилитель, изготовленный для клубной дискотеки, при его относительной простоте обеспечивает высококачественное звучание через распределенную по залу акустическую систему. Звуковой тракт полностью выполнен на лампах, а блок питания выполнен по классической трансформаторной схеме. В качестве выходных ламп использованы всего две мощные лампы ГУ-81 М с катодом прямого накала.

Усилитель изготовлен на базе узлов усилителя, разработанного а 70-х годах для проводного вещания, - УПВ-1,25 (мощностью 1250Вт). Его устанавливали в районных узлах связи и он обеспечивал звуковое вещание в небольших районных городах или в районах крупных городов. Конструктивные особенности этого усилителя делали его очень надежным и долговечным в эксплуатации: его включали утром в б ч, а выключали в 24 ч, когда заканчивалась трансляция. Таким образом, он работал годами по 18ч в сутки.

Мне пришлось внести изменения в конструкцию усилителя, чтобы улучшить его параметры и согласовать выходное напряжение с нагрузкой, а обслуживание и перемещение было более удобным. Сначала я перемотал вторичную обмотку выходного трансформатора, поскольку в заводском варианте выходное напряжение составляло 240 В. Затем изменил конструкцию, собрав усилитель в двух блоках (фото на рис. 1) , соединяемых кабелем с разъемом (блок усилителя и высоковольтный блок питания). Схема блока питания изменена. Приняты меры для расширения полосы пропускания, а транзисторы, применявшиеся в драйвере предоконечного усилителя, исключены. Предварительный усилитель собран также на лампах с микшером на два входа и микрофонным усилителем. В результате получился усилитель с хорошими для УМЗЧ большой выходной мощности показателями.

Технические характеристики усилителя:

  • Максимальная/номинальная выходная мощность, Вт 1200/1000;
  • Сопротивление нагрузки, Ом 8...16;
  • Уровень шума, дБ -80;
  • Полоса пропускания при не­равномерности АЧХ 1,5 дБ, Гц 25...20000;
  • Коэффициент гармоник, %:
    • в полосе 60...400 Гц 1,5;
    • 400...6000 Гц 1;
    • 6000...16000 Гц 1,5.
Указанные параметры соответствуют выходной мощности 1000 Вт; при меньшей мощности уровень нелинейных искажений снижается, а полоса рабочих частот расширяется. Оптимальное сопротивление нагрузки - 12 Ом. Здесь следует учитывать сопротивление акустического кабеля, которое может быть соизмеримо с сопротивлением громкоговорителей, - усилитель то стационарный! Малый уровень шума, обнаруживаемый непосредственно рядом с мощными громкоговорителями, - это очень хороший показатель для усилителя такой мощности. При прослушивании фонограмм усилитель радует хорошим, "сочным" звуком. "Верха" звучат отчетливо, а "басы" - мягко и протяжно, на средних частотах прослеживается хороший "эффект присутствия". Отличное звучание и при малой (5...10 Вт) выходной мощности. Еще одна особенность усилителя: нагрузка имеет полную гальваническую развязку, провода к акустической системе можно тянуть на большие расстояния, не боясь наводок и возбуждения.

Описание усилителя и блока питания

Предварительный усилитель (рис. 2) состоит из микрофонного усилителя на лампе VL1, двух одинаковых ступеней на лампах VL2, VL3, регуляторов тембра, усиления и микшера на лампе VL4. Каких-либо особенностей усилитель не имеет, но накал ламп предварительного усилителя осуществляется постоянным током.

Предоконечный усилитель УМЗЧ (рис. 3) содержит три лампы - VL5 - VL7. На триодах VL5 собран усилитель с нагрузкой в виде трансформатора Т1, создающего парафазные сигналы. Разделительный конденсатор С27 исключает подмагничивание магнитопровода трансформатора. Далее следуют две усилительные ступени, собранные по двухтактной схеме на лампах VL6, VL7 (6Н8С, 6Н6П).

Оконечная ступень усилителя мощности выполнена по двухтактной схеме на лампах ГУ-81М (VL8, VL9) с трансформаторным выходом. Режим ламп обеспечивает угол отсечки анодного тока, близкий к 90°, при котором достигается относительно высокий КПД усилителя. На максимальной мощности анодный ток достигает 800 мА, а в паузах он уменьшается до 80...120 мА.

Для получения необходимого импульса анодного тока при низком напряжении на экранных сетках на пентодные сетки ламп VL8, VL9 подается напряжение около 700 В. Напряжение отрицательной обратной связи (ООС), которая вводится на вход двухтактной ступени предоконечного усилителя, снимается с делителя, который состоит из резисторов R71, R69 и R72, R70. Конденсаторы С28-С31, С34-С37, С40-С45 обеспечивают необходимую коррекцию частотной характеристики ступеней, охваченных ООС. Для повышения устойчивости работы усилителя за пределами полосы пропускания первичная обмотка выходного трансформатора шунтирована цепями C41R67 и C42R68; с той же целью последовательно а цепи управляющих сеток VL8 и VL9 включены резисторы R60 и R64. От высоковольтного блока питания через первичную обмотку выходного трансформатора на аноды мощных ламп VL8, VL9 подается напряжение 3500 В, а на экранные сетки - 700 В. Цепи питания +700 В и +70 В дополнены блокировочными конденсаторами 0,25 мкф на 1000 В и 1 мкФ на 160 В соответственно.

Предоконечный усилитель совместно с оконечной ступенью усилителя мощности охвачен ООС, глубина которой достигает 26 дБ. Глубокая ООС обеспечивает достаточно высокие качественные показатели усилителя, малую чувствительность к смене и разбросу параметров отдельных элементов. Практически отсутствует реакция на отключение нагрузки (нечувствительность к сбросу нагрузки). Это обусловлено очень малым выходным сопротивлением усилителя.

Для обеспечения устойчивости усилителя во всем диапазоне рабочих частот в петлю ООС введены цепи коррекции частотно-фазовой характеристики. В области ВЧ коррекция осуществляется конденсаторами С28-С31, в области НЧ - цепями С35Я51 и С36В52. Для более глубокого подавления синфазной помехи (и четных гармоник) в катодные цепи включены дроссели L1 и L2, а необходимое смещение на сетках ламп создается резисторами R47, R48 и R55. Сигнал с выходной ступени предоконечного усилителя через конденсаторы C38 и C39 поступает на управляющие сетки VL8, VL9.

"Низковольтный" блок питания (его схема с продолжением нумерации элементов показана на рис. 4) построен с сетевым трансформатором, от которого питаются нити накала всех ламп, причем обмотки накала выходных ламп намотаны в двух секциях отдельно. Для накала ламп предварительного усилителя переменный ток выпрямляется диодами VD1, VD2 с конденсатором C46.

Лампы предварительного усилителя питают стабилизированным напряжением. Для питания анодных цепей собран стабилизатор на VL10 - 6H13C. Реле К1-КЗ служат для задержки подачи анодного напряжения на непрогретые лампы; это увеличивает срок службы ламп. Включают реле с помощью реле времени или вручную тумблером. Параллельно резисторам R65, R66 подключены два стрелочных индикатора для контроля анодного тока ГУ-81.

Причиной фона и шумов могут быть и цепи анодного питания, поэтому при­менены стабилизаторы напряжения на лампе VL10 и группе стабилитронов. Цепи анодного питания каскадов уси­лителя целесообразно дополнительно шунтировать бумажными конденсато­рами (чем больше емкость, тем лучше).

Похожие публикации