Ноутбук и компьютер - Информационный портал

Как зарядить автомобильный аккумулятор зарядкой от ноутбука? Если совсем нечем заняться. Зарядник из адаптера от ноутбука Зарядное для акб из блока питания ноутбука

Для подзарядки аккумуляторной батареи лучший вариант — готовое зарядное устройство (ЗУ). Но его можно сделать своими руками. Существует множество разных способов сборки самодельного ЗУ: от самых простых схем с использованием трансформатора, до импульсных схем с возможностью регулировки. Средним по сложности исполнения является ЗУ из компьютерного блока питания. В статье описано, как своими руками изготовить зарядное устройство из БП компьютера для автомобильного аккумулятора.

[ Скрыть ]

Инструкция по изготовлению

Переделать компьютерный БП в зарядное устройство не сложно, но нужно знать основные требования, предъявляемые к ЗУ, предназначенным заряжать автомобильные аккумуляторы. Для аккумуляторной батареи машины ЗУ должно иметь следующие характеристики: подводимое к батарее максимальное напряжение должно иметь значение 14,4 В, максимальный ток зависит от самого зарядного устройства. Именно такие условия создаются в электрической системе автомобиля при подзарядке аккумулятора от генератора (автор видео Rinat Pak).

Инструменты и материалы

Учитывая, описанные выше требования, для изготовления ЗУ своими руками сначала нужно найти подходящий блок питания. Подойдет б/у АТХ в рабочем состоянии, мощность которого составляет от 200 до 250 ВТ.

За основу мы берем компьютер, который имеет следующие характеристики:

  • выходное напряжение 12В;
  • номинальное напряжение 110/220 В;
  • мощность 230 Вт;
  • значение максимального тока не больше 8 А.

Из инструментов и материалов понадобится:

  • паяльник и припой;
  • отвертка;
  • резистор на 2,7 кОм;
  • резистор на 200 Ом и 2 Вт;
  • резистор на 68 Ом и 0,5 Вт;
  • резистор 0,47 Ом и 1 Вт;
  • резистор 1 кОм и 0,5 Вт;
  • два конденсатора на 25 В;
  • автомобильное реле на 12 В;
  • три диода 1N4007 на 1 А;
  • силиконовый герметик;
  • зеленый светодиод;
  • вольтамперметр;
  • «крокодилы»;
  • гибкие медные провода длиной 1 метр.

Приготовив все необходимые инструменты и запчасти можно приступать к изготовлению ЗУ для АКБ из блока питания компьютера.

Алгоритм действий

Зарядка АКБ должна проходить под напряжением в интервале 13,9-14,4 В. Все компьютеры работают с напряжением 12В. Поэтому основная задача переделки – поднять напряжение, идущее от БП до 14,4 В.
Основная переделка будет проводиться с режимом работы ШИМ. Для этого используется микросхема TL494. Можно использовать БП с абсолютными аналогами этой схемы. Данная схема используется, чтобы генерировать импульсы, а также в качестве драйвера силового транзистора, который выполняет функцию защиты от высоких токов. Для регулирования напряжения на выходе компьютерного блока питания предназначена микросхема TL431, которая установлена на дополнительной плате.


Там же находится резистор для настройки, который дает возможность регулировки выходного напряжения в узком интервале.

Работы по переделке блока питания состоят из следующих этапов:

  1. Для переделок в блоке сначала нужно убрать из него все лишние детали и отпаять провода.Лишним в этом случае является переключатель 220/110 В и провода, идущие к нему. Провода следует отпаять от БП. Для работы блока необходимо напряжение 220 В. Убрав переключатель, мы исключим вероятность сгорания блока при случайном переключении выключателя в положение 110 В.
  2. Далее отпаиваем, откусываем ненужные провода или применяем любой другой способ их удаления. Сначала отыскиваем синий провод 12В, идущий от конденсатора, его выпаиваем. Проводов может быть два, выпаять надо оба. Нам понадобятся только пучок желтых проводов с выводом 12 В, оставляем 4 штуки. Еще нам понадобится масса – это черные провода, их также оставляем 4 штуки. Кроме того, нужно оставить один провод зеленого цвета. Остальные провода полностью удаляются или выпаиваются.
  3. На плате по желтому проводу находим два конденсатора в цепи с напряжением 12В, они обычно имеют напряжение 16В, их надо заменить на конденсаторы на 25В. Со временем конденсаторы приходят в негодность, поэтому даже если старые детали еще в рабочем состоянии, их лучше заменить.
  4. На следующем этапе нам нужно обеспечить работу блока при каждом включении в сеть. Дело в том, что БП в компьютере работает лишь в том случае, если замкнуты соответствующие провода в выходном пучке. Кроме того, нужно исключить защиту от перенапряжения. Эта защита устанавливается для того, чтобы отключать блок питания от электрической сети, если выходное напряжение, которое на него поступает, превышает заданный предел. Исключить защиту необходимо, так как для компьютера допустимо напряжение 12 В, а нам нужно получить на выходе 14,4 В. Для встроенной защиты это будет считаться перенапряжением и она отключит блок.
  5. Сигнал действия от защиты по перенапряжению отключения, а также сигналы включения и отключения проходят по одному и тому же оптрону. Оптронов на плате всего три. С их помощью осуществляется связь между низковольтной (выходной) и высоковольтной (входной) частями БП. Чтобы защита не смогла сработать при перенапряжении, нужно замкнуть контакты соответствующего оптрона перемычкой из припоя. Благодаря этому блок будет все время находиться во включенном состоянии, если он подключен к электрической сети и не будет зависеть от того, какое напряжение будет на выходе.
  6. Затем для получения стабильного выходного напряжения на холостом ходу, необходимо увеличить нагрузку на выход БП по каналу, где было напряжение 12 В, а станет 14,4 В, и по каналу 5 В, но его мы не используем. В качестве нагрузки для первого канала на 12 В будет использоваться резистор сопротивлением 200 Ом и мощностью 2 Вт, а канал 5 В будет дополнен для нагрузки резистором сопротивлением 68 Ом и мощностью 0,5 Вт. Как только будут установлены эти резисторы, можно настроить выходное напряжение без нагрузки на холостом ходу до значения 14,4 В.
  7. Далее нужно ограничить силу тока на выходе. Для каждого блока питания она индивидуальна. В нашем случае ее значение не должно превышать 8 А. Чтобы добиться этого, нужно увеличить номинал резистора в первичной цепи обмотки у силового трансформатора, который применяется как датчик, служащий для определения перегрузки. Для увеличения номинала установленный резистор нужно заменить на более мощный сопротивлением 0,47 Ом и мощностью 1 Вт. После этой замены резистор будет функционировать как датчик перегрузки, поэтому выходной ток не будет выше значения 10 А даже, если сомкнуть выходные провода, имитируя короткое замыкание.
  8. На последнем этапе нужно добавить схему защиты блока питания от подключения ЗУ к аккумулятору неправильной полярности. Это та схема, которая действительно будет создана своими руками и отсутствует в блоке питания компьютера. Чтобы собрать схему, понадобится автомобильное реле на 12 В с 4 клеммами и 2 диода, рассчитанные на ток в 1 А, например, диоды 1N4007. Кроме того, нужно подключить светодиод зеленого цвета. Благодаря диоду можно будет определить состояние зарядки. Если он будет светится, значит, аккумуляторная батарея подключена правильно и идет ее зарядка. Кроме этих деталей, нужно еще взять резистор сопротивлением 1 кОм и мощностью 0,5 Вт. На рисунке изображена схема защиты.
  9. Принцип работы схемы следующий. Аккумуляторная батарея с правильной полярностью подключается к выходу ЗУ, то есть блоку питания. Реле срабатывает благодаря оставшейся в батарее энергии. После того как сработает реле, АКБ начинает заряжаться от собранного зарядного устройства через замкнутый контакт релюшки БП. Подтверждением зарядки будет светящийся светодиод.
  10. Чтобы предотвратить перенапряжение, которое возникает во время отключения катушки за счет электродвижущей силы самоиндукции, в схему параллельно реле включается диод 1N4007. Реле лучше приклеивать к радиатору блока питания силиконовым герметиком. Силикон сохраняет эластичность после высыхания, устойчив к термическим нагрузкам, таким как: сжатие и расширение, нагревание и охлаждение. Когда герметик подсохнет, на контакты реле крепятся остальные элементы. Вместо герметика в качестве крепежа можно использовать болты.
  11. Подбирать провода для зарядного устройства лучше разных цветов, например, красного и черного цвета. Они должны иметь сечение 2,5 кв. мм, быть гибкими, медными. Длина должна составлять не менее метра. На концах провода должны быть оборудованы крокодилами, специальными зажимами, с помощью которых ЗУ подключается к клеммам АКБ. Для закрепления проводов в корпусе собранного устройства, нужно просверлить в радиаторе соответствующие отверстия. Через них нужно продеть две нейлоновые стяжки, которые и будут держать провода.

Готовое зарядное устройство

Чтобы контролировать силу тока зарядки, в корпус зарядного устройства можно еще вмонтировать амперметр. Его нужно подключать параллельно к цепи блока питания. В итоге, мы имеем ЗУ, которое мы можем использовать для зарядки аккумуляторной батареи автомобиля и не только.

Заключение

Достоинством данного зарядного устройства является то, что аккумулятор не будет перезаряжаться при использовании прибора и не испортится, как бы долго ни был подключен к ЗУ.

Недостатком данного зарядного устройства является отсутствие каких-либо индикаторов, по которым можно было бы судить о степени заряженности аккумуляторной батареи.

Трудно определить, зарядился аккумулятор или нет. Рассчитать примерное время зарядки можно, воспользовавшись показаниями на амперметре и применив формулу: силу тока в Амперах, помноженную на время в часах. Экспериментально было получено, что на полную зарядку обычного аккумулятора емкостью 55 А/ч необходимо 24 часа, то есть сутки.

В данном зарядном устройстве сохранена функция от перегрузки и короткого замыкания. Но если оно не защищено от неправильной полярности, нельзя подключать зарядник к аккумулятору с неправильной полярностью, прибор выйдет из строя.

Многие современные зарядные устройства для автомильных аккумуляторов, в т.ч. регуляторы напряжения генератора установленные на автомобилях, работают по следующему алгоритму:

Сначала присходит заряд аккумулятора максимальным током, напряжение на батарее растёт, до величины 14,4 В (2,4 В на банку), далее заряд аккумулятора постоянным напряжением 14,4 В (при этом ток заряда постепенно снижается и при 100% заряде близок к 0)

Такой режим является оптимальным для кислотных и гелиевых аккумуляторов. Его преимуществами являются:

  • быстрый заряд аккумулятора до 70 - 80% ёмкости батареи
  • исключается перезаряд аккумулятора (аккумулятор может быть подключен к зарядному устройству бесконечно долго)

Зарядное устройство для аккумуляторов из БП ноутбука ACER ADP 90 SB BB

Данный блок питания практически идеально подходит для использования его в качестве зарядного устройства.

    Его выходные параметры:
  • Выходное напряжение: 19 В;
  • Максимальный выходной ток: 4,74 А.

Данный блок питания поддерживает выходное напряжение 19 В, а в случае перегрузки - напряжение на его выходе снижается на столько, чтобы выходной ток не превышал 4,74 А.

Всё, что требуется в данном устройстве - изменить напряжение стабилизации. Для того, чтобы выходное напряжение БП стало равным 14,4 В надо уменьшить сопротивление R133. Можно заменить R133 величиной 25,5 кОм резистором 18,42 кОм или параллельно существующему R133 25,5 кОм подпаять резистор 68 кОм. Во втором случае величина выходного напряжения будет около 14,5 В

Удалить конденсатор C136. В противном случае, при превышении выходным током величины 4,74 А, блок питания многократно перезапускается, схема работает в режиме защиты, а надо в режиме ограничения тока.

    Блок питания можно использовать в двух режимах:
  • Блок питания 19 В 4,74 А;
  • Зарядное устройство для аккумуляторов 14,4 В 4,74 А.

Для этого достаточно предусмотреть переключатель режимов, которым можно выбирать величину R133.

Заменив диодную сборку D131 на зелёный и красный светодиоды Вы сможете контролировать (стабилизация тока / стабилизация напряжения) режим работы зарядного устройства.

Резистор R105 выполняет функцию шунта, на котором измеряется падение напряжения. При первом запуске стоит обратить внимание на нагрев данного элемента.

PS: проверить данную схему на практике мне не удалось в свзи с отсутствием у меня данного блока питания. Поэтому и обращаю Ваше внимание на возможный нагрев резистора R105.

Схема проверки регуляторов напряжения:
MOTOROLA 9RC2054
MOBILETRON VR-VW010
TRANSPO M511
HUCO 13 0696
GER04
Генератор VALEO SG15L027 155А установлен на автомобили RENAULT SCENIC 2 с двигателем 1,9 dci 120 л.с. F9Q.

Генератор с водяным охлаждением используется для подогрева лобового стекла ТЭНами

Как зарядить автомобильный аккумулятор блоком питания от ноутбука.
Параметры блока питания Uвых 18,5 V Iвых 3,5 A
Нашёл лампу ближнего света 12 V 55 W для ограничения тока заряда.
Подключил последовательно:
+ выход БП
+ лампы
- лампы
Многие современные зарядные устройства для автомомильных аккумуляторов работают по следующему алгоритму:
  • Заряд аккумулятора постоянным током, напряжение на батарее растёт, до величины 14,4 В (2,4 В на банку)
  • Заряд аккумулятора постоянным напряжением 14,4 В (при этом ток заряда постепенно снижается и при 100% заряде близок к 0)

Эта статья из разряда – нужно знать каждому автомобилисту. Уже совсем скоро зима и многих обладателей автомобиля со стареньким аккумулятором будет ждать сюрприз: когда попытки завести своего стального коня не увенчаются успехом. В результате будет напрочь разряжен аккумулятор вследствие этих действий. Такая неудача может вполне случиться и с обладателями совсем новых батарей. От этого никто не застрахован.

Это хорошо, если у вас под рукой будет автомобильное зарядное устройство. Но часто жизнь подводит под такие ситуации, когда под рукой может не оказаться этого устройства или оно как на зло выйдет из строя.
Если вы столкнулись с подобной проблемой, то вам поможет смекалка.
Нам понадобится блок питания от ноутбука, который обычное есть в каждом доме и порой не в единичном количестве. Они почти все однотипные и идут на напряжение 19 Вольт. Автомобильная лампочка на 21 Ватт (12V 21V). Если хотите ускорить зарядку можно взять две таких лампочки, включенных параллельно друг другу, либо взять одну лампу дальнего или ближнего света на 55 Ватт. Если вдруг у вас нет лишней лампочки – вытащите из любого доступного фонаря на время зарядки.


Берем аккумулятор, отвинчиваем крышки банок, для лучшей вентиляции.
Затем берем блок от ноутбука и лампочку и все эти три элемента, включая аккумулятор, с помощью проводом подсоединяем последовательно.

Схема подключения.


Подключение к блоку питания.


Минус блока подключается к минусу аккумуляторной батареи.




Зарядка, конечно, штука долгая, но чтобы немного освежить батарею нужна пару часов.
Вообще, когда у меня сгорел зарядник, я оставлял такую схему на ночь – и на утро получал почти полностью заряженную батарею, при условии, что она, конечно же, не была разряжена в ноль.
Ток через одну 21 Ваттную лампочку идет примерно 1 Ампер. Если брать их две, то будет примерно 2 Ампера. В общем, зарядить за сутки аккумуляторную батарею даже с нуля вполне реально.
Если у вас будет возможность измерить напряжение батареи, то 14.2 - это напряжение полностью заряженного аккумулятора.
Да, учтите, что нагрузочный ток блока, смотрите на корпусе и не превышайте его. Обычно он равен 3 Амперам.
Не забудьте, что при зарядке из банок батареи выделяется водород - не забывайте про вентиляцию помещения.
Пользуйтесь смекалкой друзья, и вы сможете выйти из большинства, казалось бы, безвыходных ситуаций.

Похожие публикации